Представляется, что в развитии человека уменее выражать эмоции опережало способность высказывать мысли. Потому и петь люди стали раньше, чем говорить. Со временем пение обрело стили и жанры, обогатилось поэзией, нашло новые средства выражения. Так появился и Романс.
Слово «романс» пришло в Россию в середине XVIII века из Испании, где первоначально обозначало стихотворение на испанском («романском») языке, рассчитанное на музыкальное исполнение с инструментальным сопровождением. Самим же романсом первоначально называли положенное на музыку стихотворение на французском языке, а песней или бытовым романсом - на русском.
Жанр песни очень разнообразен и для начала песни можно разделить по многоголосому и одноголосому исполнению, последнее дало начало русскому романсу. Отличие романса от песни не всегда однозначно, но можно говорить о большей мере детализации мелодии, связи со словами, возвышенности поэтической формы, выразительности инструментального сопровождения.
Зачастую возникают споры о главенстве в песнях музыки или стихов. Наверное, это не совсем правомерно. Песня хороша и музыкой, и стихами, и исполнением. Но, если принять определённые оговорки, то по связке стихов и музыки можно с большой долей условности понять одно из отличий песни от романса. В песнях многие популярные мелодии исполняются с самыми разнообразными вариантами стихов, в романсах одни и те же стихи зачастую положены на музыку многими композиторами.
Романс характерен простотой сюжета и ограничен сферой человеческих переживаний: первая встреча, любовь, измена, разлука, одиночество, смерть любимого человека. Доступен по форме - чувства выражаются прямо, открытым текстом.
Главное в романсе - интонация, доверительная, но не фамильярная по отношению к слушателю. Особенность этой интонации в том, что она не позволяет романсу быть смешным. Какими бы преувеличенными не были сюжетные страсти романса, он всё равно вызывает эмоциональную реакцию у слушателя, даже в случае скептического отношения к "слезливым драмам". В романсе нет агрессии. Есть отчаяние, ярость, нетерпимость, признание неизбежного рока, но агрессии никогда.
Расцветом вокального искусства в России стал XIX век и определяющим в этом стало развитие поэзии, которая сменив «державинский» стиль на «пушкинский» стала более разнообразной по жанрам и содержанию.
Народные напевы обогатились стихами А.Мерзлякова, А.Кольцова, И.Сурикова, Н.Цыганова, Н.Некрасова. А на стихи А.Пушкина, М.Лермонтова, Е.Баратынского, Ф.Тютчева, А.Фета, А.Майкова лучшие композиторы писали романсы.
Особенно глубокое воздействие на русскую музыку - как современную ему, так и последующих периодов - оказал Пушкин. Его поэзия дала решающий толчок к развитию русской романсовой лирики, она возвысила романс до уровня подлинно классического искусства. Именно в пушкинскую эпоху выдвигается ряд талантливыхкомпозиторов-романсистов: А.Алябьев, А.Варламов, А.Гурилёв, М.Глинка, П.Булахов...
С середины XIX века в романсовом творчестве происходит заметная эволюция: резко разделяются области «профессионального» романса и романса бытового. Первый, создаваемый преимущественно профессиональными композиторами, исполнялся мастерами вокального искусства; второй, как правило, возникал в сотрудничестве
малоизвестных поэтов и музыкантов-любителей и становился достоянием массового музицирования. Большая часть романсов, дошедших до наших дней, представляют собой результат слияния двух этих направлений, смешанного происхождения.
В конце XIX века классический романс претерпевает существенные изменения: усложняются средства выражения, музыкально-поэтическая связь. Вершиной романсного творчества являются произведения П.Чайковского и С.Рахманинова.
Начало XX века отмечено ростом технических достижений, популяризации романса способствуют граммофоны и пластинки. В основном это записи А.Вяльцевой, В.Паниной, Н.Плевицкой, М.Вавича,
Ю.Морфесси, А.Давыдова. Романсы писались на стихи В.Брюсова, А.Блока, К.Бальмонта и других поэтов серебряного века.
События I Мировой войны и Революции привели к эмиграции
многих исполнителей, который и за пределами России продолжали свою концертную деятельность. Это позволило сохранить и многие
произведения, и исполнительскую манеру того времени до наших дней. За рубежом русский романс почти не развивался, в нём как
бы сконцентрировались все особенности исполнения и репертуар начала века.
В 1920-30-е годы романс с помощью радио и патефона входит
в каждый дом. Эмигрировавших сменили новые исполнители - И.Юрьева, В.Козин), а также дух времени, и таким образом эти романсы
приобрели художественную ценность.
Начиная с 30-х годов романсные традиции проникают
и в кинематограф. Последующие годы свидетельствуют о прочном укоренении романса в киномузыке. Он используется и как стилизация
под какую-либо эпоху, и как выражение искренних чувств героя.
В творчестве советских композиторов-профессионалов
песня-романс появляется примерно с середины 20-х годов. Классическая камерно-вокальная форма получает развитие в музыке Мясковского,
Прокофьева, Шостаковича, Свиридова. Пишутся романсы на стихи Пушкина, Блока, Цветаевой...
В 40-е и 50-е годы романс постепенно уходит с большой
сцены, его место занимают массовые песни, военные песни, правда, некоторые из них опираются на романсные традиции. Но в концертах
оперных исполнителей он продолжает звучать только в классической его форме.
На протяжении всей второй половины XX века композиторы
обращаются к романсовым традициям и интонациям в разных музыкальных направлениях. В кинематографе романс служит не только
элементом стилизации под какую-либо эпоху, но и выражает лирическое состояние современных героев.
Какое-то время романс, воспринимался как нечто архаичное,
мещанское, слезливое, искусственное. Однако само то, что романс, как классический, так и бытовой, дошёл до наших дней, доказывает
силу его воздействия на совершенно разные поколения.
Русский романс можно считать явлением социальным,
так как он "никогда не был ограничен областью субъективной лирики: сохраняя обычно форму лирического музыкального высказывания,
он откликается на все значительные события современной ему действительности
Романс практически не поддаётся «коренной перестройке».
То, что сделал современный шоу-бизнес с эстрадной песней сделать с романсом невозможно. Малейшая попытка заменить истинное
искусство ярким антуражем переводит новодел в совершенно другой жанр. Романс не мыслим без хорошей поэзии, выразительной
мелодии и безукоризненного исполнения.
Предназначение романса - проникновение во внутренний
мир человека, формирование ассоциаций с его собственными переживаниями, обращение к памяти и мечтам. Не только исполнение
романса, но его прослушивание подразумевают глубоко личностное действие, ощущение неповторимости индивидуального мира
каждого отдельного человека. Наверное, это объясняет попытки борьбы с этим жанром в годы, требующие сплочения и единомыслия.
Но «у человека нет выбора, он всегда должен оставаться
человеком». А потому, обращаясь к Романсу:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть - на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной.