Русский классический романс
Борис Фомин

Введение

или цели и задачи данного сайта

 

Из наслаждений жизни                  

одной любви музыка уступает,      

но и любовь - мелодия…               

А.С.Пушкин

 

Лучше Пушкина не скажешь, а потому, опустив свои рассуждения о музыке и искусстве вообще, отмечу, что, как и всё хорошее, музыку хотелось не только слушать, но и собрать, сохранить, дать послушать самым любимым людям, да и всем на свете, по тем или иным причинам пропустившим те или иные произведения.

Что только не собиралось – записи слов в тетрадках, напечатанные сборники, грампластинки, магнитофонные ленты в катушках и кассетах, диски СД и, наконец, компьютерные файлы.

Собрал и не мало, но хотелось бы и поделиться со всеми и каждым, кому в житейских проблемах не удалось уделить столько же времени для сбора музыки.

Есть и средство для этого – интернет, в котором много-много замечательных и благодарных людей, которым если и не необходимо, то интересно многое из того, что уже есть и остаётся только предложить.

Но не совсем хочется предлагать пусть и замечательную мелодию, но без хотя бы минимальных сведений об её истории и творцах.

Так родился проект «Красная книга российской эстрады», вернее вырос из желания собрать и обнародовать дни рождения наиболее выдающихся авторов и исполнителей песен на просторах России в ХХ веке. К дням рождения добавились короткие биографии, затем примеры творчества, затем захотелось эти примеры расширить до доступных размеров.

К концу этого года удалось обозначить в первом приближении перечень композиторов, писавших песни в ХХ веке (именно песни, а не жуткие поделки, наводнившее эфир и сцены в конце обозначенного века) и, поколебавшись в выборе между поэтами и исполнителями, творчество которых хотелось бы отразить в сети в первую очередь, решил приступить к выкладке биографий и записей певцов и певиц.

Но вот с чем пришлось столкнуться. Очень многие из исполнителей, к тому же самых лучших (по мнению автора), обращались в своём творчестве не только к песням написанных их современниками, но и к ранее созданным произведениям. Этими произведениями были народные песни и романсы. Невольно пришлось задуматься о сути и истории этих произведений, а значит и об их творцах.

Народная песня. Часто приходится читать и слышать, что это высшая степень признания произведения. Мне же представляется, что это в той же степени проявление неблагодарности и неуважения к реальным авторам этих песен, которых или забыли, или, зная о них, не считают нужным упоминать при концертном исполнении или записях. Мне крайне не хотелось, чтобы «Катюша» или «Подмосковные вечера» стали «народными песнями» и их пели, не зная и не вспоминая о Блантере и Соловьёве-Седом, Исаковском и Матусовском. А если кто и забудет, пусть всегда будет иметь возможность открыть страницу книги или сайта и вспомнить людей, подаривших нам свой труд и мастерство.

Тоже и с романсами – сколько там «неизвестных» или ошибочно упомянутых авторов. Вот и захотелось пусть и в микроскопической мере, учитывая скромные силы и возможности, но помочь людям получить истинные представления, да и самому очень хотелось бы во многом разобраться.

Путь к этому один – через занятие интересным делом с размещением найденного на страничках сайта. Конечно, можно было бы по-старинке в дневниках и блокнотах, но так уже стало привычней, да и с людьми очень заманчиво общаться.

К тому же, не сомневаюсь в получении квалифицированной и разнообразной помощи в интереснейшем деле – искать и находить.

 

Эти заметки будут продолжены. О том, что же такое «романс», «классический» и даже «русский». Другие виды романсов (городской, бытовой, цыганский…). В чём разница между романсом и песней. Почему такое прекрасное искусство подвергалось гонениям. Первые поиски и находки.

Несомненно, с течением времени и учётом разнообразных мнений многое придётся переосмыслить и переписать, чем и хороши странички сайта в отличие от книжных.


В начало